1 ноября 2023

70 лет художнику-анималисту Вере Анатольевне Горячевой



1 ноября исполняется 70 лет со дня рождения В. А. Горячевой (1953—2010). Вера Анатольевна родилась в 1953 г. в Ленинграде (наст. время Санкт-Петербург). Училась в художественной школе при Академии художеств. Поступила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, училась по специальности художник-график (1973—1979). Её дипломной работой было художественное оформление и иллюстрирование рассказов К. Г. Паустовского «Жильцы старого дома». Это и стало началом её творчества как художника-анималиста.

В 1979 г. получила диплом I степени за оформление книги «Старик Хоттабыч» Л. И. Лагина.

В семье постоянно жил кто-то из животных, мы видим многочисленные портреты кошек и собак. Дома у Веры Анатольевны долго жила собака породы доберман-пинчер. В. А. Горячева работала в Ленинградском зоопарке организатором экскурсий, в свободное время рисовала акварелью животных.

Сотрудничала с издательствами «Малыш», «Детская литература», с журналом «Юный натуралист». Если вы увидите эти книжки в мягкой обложке: К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» (1980), В. В. Чаплина «Варежка» (1985), Е. И. Чарушин «Волчишко» (1986), вы их сразу узнаете. Это дешевые советские книжки, которые были в каждой семье. Но время не милосердно к подобным изданиям. С годами они ветшают и в основном утрачены.

Член Союза художников с 1985 г.

Любовь к животным художница пронесла сквозь всю свою жизнь, она заботилась о бездомных собаках. Хозяева ей заказывали портреты своих питомцев собак. В. А. Горячева посвятила свою жизнь спасению бездомных собак и кошек.

Переехав в Москву, она продолжила свою благородную миссию.

Вера Анатольевна работала в Германии, и многие её картины остались за рубежом. Даже там она заботилась о бездомных собаках и кошках, которые остались после вывода российских войск.

Она умерла в США в Бостоне. Но остались её великолепные произведения, которые любят наши посетители.

Художница работала акварелью. Водные краски не выносят длительной работы. В. А. Горячева виртуозно владеет акварельной техникой, её коты, собаки, волки, медведи написаны быстро, мгновенно, смелым и точным росчерком кисти. Но животные средней полосы России не блещут красками, зачастую они чёрного, серого цвета или коричнево-землистых оттенков. В таком случае Вера Анатольевна подбирает технику, которая соответствует окрасу животного — для чёрного щенка добермана выбирает уголь. Классическая техника акварели не предполагает использование белой краски, обычно светлые места оставляют просто цветом бумаги. Такая техника подходит для таких жанров как натюрморт, пейзаж. Но в анималистике надо передать блеск шерсти, задорный глаз или растопыренные усы. Тут уж без белил не обойтись. В. А. Горячева использует их деликатно и уместно. Ортодоксальные акварелисты стоят за эту текучую технику и не прибегают к иным материалам. Но художник-творец свободен в своём выборе. Наша героиня не боится смешанных техник, а уверенно использует акварель и гуашь, переходит на пастель, когда это необходимо. Использует акварель и пастель, когда считает нужным. Интересно, как она это делала? Когда художник работает акварелью, у него мокрый лист, тут уже пастелью не пройдёшься. Полагаем, что с натуры писалось акварелью, а пастелью дорабатывались этюды в мастерской, когда лист высох, а надо было акцентировать и заострить детали. У каждой техники свои особенности — акварель текучая, гуашь — пастозная, уголь — графичный, пастель — нежная. Сочетание разных техник в одной работе даёт разнообразие. Художница не прорабатывает весь лист целиком, в её композициях есть главный герой: волк, медведь, кот, собака и лишь немного намечен окружающий пейзаж: несколько тонких штрихов-мазков обозначат, что медведь на поляне среди травы. Широкий мазок-тень за волчицей обозначает, что волчица в логове. В логове в зоопарке? Или на природе? Цветочки кашки на первом плане и стебельки с листьями второго плана говорят о том, что логово семьи волков на природе. 

В городе человек подвержен сильной антропогенной нагрузке. Мы связаны работой, школой и не можем покинуть наши каменные джунгли. Что становится усладой истерзанного сердца горожанина? Конечно, домашние любимцы. Мы совершенно влюблены в горячевских котов, котят, собак и щенков. Мы хотим их видеть снова и снова.

В музее хранится 127 графических работ В. А. Горячевой, все они поступили от автора в результате закупки. Акварели часто участвуют в тематических выставках. Около 30 работ участвовало в 10 выставках. Но надо отметить, что 100 работ, музей ещё не показал посетителям. Как мы видим, это не только работы анималистического жанра, а так же ботаническая иллюстрация — акварели с изображением растений.

Пока ещё мы не провели персональную выставку художницы, но, конечно, должны это сделать.

В. А. Горячева. Доберман. 2005. Бумага, акварель 

В. А. Горячева. Волчица с волчатами. 2000. Бумага, акварель

В. А. Горячева. Птичий рынок. Собаки. 2004. Бумага, акварель

В. А. Горячева. Куница и сороки. 2001. Бумага, акварель, гуашь

В. А. Горячева. Кот. 2001. Бумага, акварель

В. А. Горячева. Люпины. Бумага, акварель


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи