Экспозиция зала рассказывает об истории зарождения и становления Дарвиновского музея от юношеских мечтаний его основателя — Александра Фёдоровича Котса — до их воплощения в современный музейный комплекс.
Экспозицию открывает портрет основателя и первого директора Дарвиновского музея Александра Фёдоровича Котса (1880—1964). Архивные фотографии и документы, представленные в зале, освещают все грани личности этого неординарного человека —учёного, музеолога, педагога, страстного коллекционера, знатока таксидермии и ценителя анималистического искусства, талантливого руководителя, сплотившего вокруг себя коллектив единомышленников.
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
С юношеских лет Александр Котс видел своё призвание — быть «натуралистом-музеологом». Немало этому способствовало знакомство шестнадцатилетнего гимназиста с выдающимся таксидермистом, владельцем лучшей таксидермической фирмы Москвы Фёдором Карловичем Лоренцом (1842—1909). Александр не только учился у опытных препараторов фирмы Лоренца, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. «Без Лоренца — писал А.Ф. Котс — не оказалось бы того ценнейшего ядра, вокруг которого слагались, множились, росли и крепли все последующие приобретения Дарвиновского музея».
Фёдор Карлович Лоренц, выдающийся российский таксидермист, основатель московской школы таксидермии
Фрагмент экспозиции
В 1907 году выпускник Московского университета А. Ф. Котс был приглашён на Московские высшие женские курсы (МВЖК) вести практические занятия по анатомии животных. Молодой преподаватель перевёз домашнюю коллекцию чучел в зоологическую лабораторию курсов и использовал её как демонстрационный материал на занятиях. С этого момента музей начинает своё летоисчисление.
Дарвиновский музей, по словам основателя, «организовывался как учебно-вспомогательный музей при высших женских курсах, как наглядный демонстрационный аппарат при курсе эволюционного учения и дарвинизма». На фотографиях, представленных в зале, можно увидеть первые экспозиции музея в стенах Московских высших женских курсов.
Группа слушательниц МВЖК. В центре: Александр Фёдорович Котс. 1912
В 1911 году А. Ф. Котс женился на студентке естественного отделения Московских высших женских курсов Надежде Николаевне Ладыгиной (1889—1963), которая впоследствии стала известным учёным-зоопсихологом, автором многих научных трудов, доктором биологических наук. Полвека связывали её с музеем. Н. Н. Ладыгина-Котс работала над созданием зоопсихологического отдела, посвящённого изучению поведения и психики животных, проводила экскурсии, консультировала художников, скульпторов и таксидермистов, помогала готовить экскурсии молодым сотрудникам музея. В экспозиции можно увидеть фотографии счастливых молодожёнов—основателей Дарвиновского музея и погрузиться в рабочую атмосферу кабинета учёного прошлого века.
А. Ф. Котс и Н. Н. Ладыгина-Котс во время свадебного путешествия. 1911
Фрагмент экспозиции
Сооснователем и опорой музея А. Ф. Котс также считал таксидермиста Филиппа Евтихиевича Федулова (1881—1962). Более сорока лет он проработал в музее, за эти годы изготовил более двух тысяч чучел. Мастер вспоминал, что с Александром Фёдоровичем работать было интересно; он подбирал книги, рисунки и фотографии животных, обговаривал все нюансы пропорций и позы будущего чучела. В экспозиции посетители увидят инструменты и личные вещи Ф. Е. Федулова.
А. Ф. Котс и Ф. Е. Федулов монтируют чучело африканского слона. 1927
Фрагмент экспозиции
Во время своих поездок по Западной Европе в 1905 г. и 1913 г. А. Ф. Котс внимательно изучал и сравнивал экспозиции крупнейших биологических музеев, имеющих давние традиции и историю. Он обратил внимание на отсутствие в этих музеях предметов изобразительного искусства. Но, по мнению А. Ф. Котса, музей эволюции требовал совершенно нового оформления — так, наряду с подлинными естественно-научными экспонатами, было решено использовать живопись и скульптуру. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с В. А. Ватагиным и другими художниками-анималистами.
Василий Алексеевич Ватагин (1883/84—1969), выдающийся русский художник-анималист, действительный член Академии художеств СССР, сотрудник Дарвиновского музея с 1908 по 1950-е годы. А. Ф. Котс всегда называл его сооснователем Дарвиновского музея. «Резец и кисть Ватагина не знают некрасивых форм и неизящных линий, эту красоту, это изящество он видит в каждом звере, в каждом повороте, в каждой линии животного…» — писал А. Ф. Котс о художнике.
В. А. Ватагин работает над скульптурой Чарлза Дарвина. Позирует А. Ф. Котс. 1927
Василий Алексеевич вырастил и напутствовал плеяду русских анималистов. С конца 1920-х годов в Дарвиновском музее вокруг Ватагина стали собираться талантливые художники: А. Комаров, К. Флёров, Д. Горлов, Н. Кондаков, А. Формозов, В. Трофимов, которые также оставили яркий след в истории Дарвиновского музея.
Фрагмент экспозиции
Главной заботой и болью А. Ф. Котса долгие годы было строительство здания для музея. На его долю выпали горечь несправедливости, когда музей закрывали из-за аварийного состояния помещения, хлопоты о строительстве музейного здания, и бесконечное горе, когда стройку прекратили и фундамент (на Фрунзенской улице) передали другому учреждению. Александр Фёдорович так и не увидел музей в собственном здании.
Строительство здания —одна из печальных страниц в истории Дарвиновского музея. Документы и фотографии в экспозиции расскажут о том, какой долгий путь прошёл музей к обретению собственного дома.
В борьбу за здание включились и последующие директора музея: Вера Николаевна Игнатьева (1904—1991) и Светлана Алексеевна Кулешова (1940—2019). В 1988 году директором Дарвиновского музея стала Анна Иосифовна Клюкина. Ею были написаны сотни писем в различные инстанции с просьбой продолжать строительство на ул. Вавилова.
Вера Николаевна Игнатьева — директор музея с 1964—1986 гг.
Светлана Алексеевна Кулешова ¬— директор музея с 1986—1988 гг.
Мэр Москвы Ю. М. Лужков и директор музея А. И. Клюкина торжественно открывают новое здание. 2 сентября 1995
2 сентября 1995 года музей открыл двери нового здания для посетителей. Сейчас Дарвиновский музей полноценно работает по всем направлениям деятельности: проводит более 60 выставок в год, создаёт новые интерактивные комплексы и экспозиции, занимается культурно-образовательной и научно-исследовательской работой, много внимания уделяет экологическому просвещению граждан, активно пополняет и изучает фонды. Музей по праву занимает достойное место среди российских и зарубежных музеев, ежегодно принимая более 600 000 посетителей.
Фрагмент экспозиции