За последние несколько лет современные технологии исследования посетителей в музее (видеоаналитика, трекинг, айтрекинг и другие) перешли на качественно новый уровень точности и стали доступными для широкого круга исследователей. Мы приглашаем специалистов к широкому диалогу о практическом применении и специфике их использования в музейной среде. На семинаре предлагается обсудить потенциал новых инструментов исследования, результаты проведённых исследований и выявленных ограничений при использовании новых технологий и возможные пути их преодоления.
Участие в семинаре бесплатное.
Оплата проезда и проживания за счёт командирующей организации.
«Что там у них? Исследования посетителей по материалам симпозиума Генеральной конференции ИКОМ в Киото»
Петрунина Л. Я., кандидат философских наук, куратор проекта ИКОМ «Узнай своего посетителя!»
В рамках 25 Генеральной конференции ИКОМ в Киото комитетом ИКОФОМ был организован 42 симпозиум по музеологии, где был представлен ряд докладов, касающихся исследования публики в разных странах. В докладе будут изложены основные сообщения, прозвучавшие в рамках симпозиума.
«Особенности развития айтрекинг исследований в музеях. Как работает айтрекинг технология?»
Ахтамзян А. И., старший научный сотрудник отдела мультимедийных технологий Государственного Дарвиновского музея
Как технология, позволяющая наблюдать и записывать движения глаз - расширение зрачка, его перемещение, - может быть использована для исследования посетителей музеев.
«Айтрекинг-исследования на экспозиции - дань моде или осознанная необходимость?»
Черненко В. В., кандидат геолого-минералогических наук, доцент Кафедры Музеологии Российского государственного гуманитарного университета (ФИИ РГГУ), заведующая сектором выставок Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН (ГГМ РАН).
Центральным звеном специфической музейной коммуникации является экспозиция. Музейную коммуникацию можно считать состоявшейся, если необходимый минимум смыслов и значений, сложившихся в сознании посетителя, совпадает со смыслами и значениями, заложенными в экспозицию её создателями. У музейных специалистов нет четких представлений о законах и особенностях восприятия экспозиции музейной аудиторией. Для получения объективной картины необходимы исследования с использованием современных технологий. Чтобы исследования были успешны, музейные специалисты должны быть знакомы с возможностями выбранной технологии.
«Айтрекинг и точный трекинг. Опыт использования в музее»
Ахтамзян Н. И., старший научный сотрудник Музея-панорамы «Бородинская битва», соискатель кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
В последнее время технические средства наблюдения за посетителем на экспозиции серьёзно шагнули вперёд: уменьшились в размерах, получили высокую точность, стали доступны для широкой аудитории. Первоначально востребованные в маркетинге и психофизиологии, робототехнике – сегодня они используются для изучения посетителей музея. Например, мобильные айтрекинг очки позволяют буквально посмотреть на музей глазами вашего посетителя; точный трекинг в помещении – построить карты перемещения посетителей с точностью до нескольких сантиметров. В выступлении автор расскажет об опыте проведения исследований в московских и региональных музеях за 2019 г.
«Восприятие использования интерактивных технологий в музеях»
Вершина В. С., Долгова Е. М., Коровина В. В., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
На основании данных, полученных в результате проведенного социологического опроса, с помощью программы SPSS было проанализировано влияние на восприятие использования интерактивных технологий в музеях таких концептов, как социально-демографические характеристики посетителей музеев, факторы использования интерактивных технологий в музеях. Также была рассмотрена зависимость восприятия интерактивных технологий от способа взаимодействия.
«Эволюция музейного интерактива, исследование поведения посетителя»
Ольшанский Д. В., заведующий отделом мультимедийных технологий Государственного Дарвиновского музея
«Видео как инструмент для социологического анализа взаимодействия в музее»
Максимова А.С. , младший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева, НИУ ВШЭ
«Создание тепловых карт динамики посетителей на основе данных с камер наблюдения»
Определенов В. В. заместитель директора по ИТ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, заведующий кафедрой ИТ в сфере культуры НИУ ВШЭ, член президиумов ИКОМ России и НП «АДИТ»
В августе 2016 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина и JKST data group на протяжении 7 дней записывали видеоматериалы при помощи камер наблюдения, установленных более чем в 30-ти залах музея. Было записано более 3000 часов видео, и на основе этой информации была составлена «тепловая карта» Главного здания. Основная цель – изучение поведения посетителей для планирования новой экспозиции Главного здания. На тепловой карте видно, какие экспонаты любят посетители, в какие залы они чаще всего заглядывают и когда надо ходить в музей, чтобы избежать очереди.
«Видеоаналитика использования посетителями информационных ресурсов экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва»»
Митрошенкова Л. В., Главный хранитель, Музей-панорама «Бородинская битва»
Ахтамзян Н. И., старший научный сотрудник Музея-панорамы «Бородинская битва», соискатель кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
«Потенциал инструментов нейромаркетинга для исследования посетителей музеев»
Григолая Д.А., Директор по инновациям и развитию Компании NeuroTrand (Нейротренд)
«Реэкспозиция: ожидания посетителей биологического музея им. К. А. Тимирязева»
Петрунина Л. Я., кандидат философских наук, куратор проекта ИКОМ «Узнай своего посетителя!»
В течение 2014-2015 гг. в ожидании реэкспозиции в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева было проведено комплексное исследование посетителей. Годичный мониторинг в качестве основной задачи включал выяснение спектра ожиданий публики от обновленных залов музея.
«Записки на стене. Стоит ли читать?»
Куликова М. В., ученый секретарь, кандидат биологических наук, Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева
Музей развивается, ориентируясь на запросы посетителя. Для этого необходим диалог, причём не только на экскурсии и в соцсетях, но и в пространстве экспозиции. Готовясь к реэкспозиции, музей провел опрос, позволяющий очертить круг ожиданий публики, их тематических предпочтений. Посетителям предложили через форму отзывов выразить отношение к современной экспозиции и поразмышлять над ее наполнением в будущем. Анализируя содержание «записок на стенах» можно многое понять об уровне биологических знаний посетителей, их интересах, тревогах и впечатлениях. Данная информация, которую посетитель невольно сам предоставляет сотрудникам музея, дает возможность экскурсоводам лучше понять своих слушателей, обратить внимание на погрешности в работе музея, внести вербальный образовательный аспект в экспозицию, сделать посещение музея более комфортным.
Взгляд со стороны. Анализ антропогенной нагрузки в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева
Ванявина Л. В. , Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева
При организации работы музея важно понимать, какой оптимальной ёмкостью обладает его пространство. В связи с этим Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма" (ГАУК "МОСГОРТУР") проводило исследование антропогенной нагрузки в музеях, подведомственных Департаменту культуры, в том числе и в Биологическом музее. Исследование позволило получить многогранную картину «загруженности» музея и выявить основные проблемы и возможные перспективы.
Значение музееведческого центра в разработке комплексных методов изучения посетителей
Черкаева О.Е. , Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), доцент кафедры музеологии, кандидат культурологии
Особое место в изучении посетителей занимает музееведческий центр, созданный в 1932 г. как Институт методов краеведческой работы. Неоднократно менявший своё название, именно этот центр, функционирующий в 1970-е гг. как НИИ культуры, инициирует комплексное социологическое исследование «Музей и посетитель».
Принципиальным новшеством стал междисциплинарный подход, обусловленный составом коллектива специалистов высочайшего класса - музеологов, социологов, историков, философов. Масштаб исследования – около двух десятков краеведческих музеев по всей стране – позволил воссоздать объективную картину восприятия музейной институции в сознании посетителя.
Следующее социологическое исследование музееведческого центра, переименованного в 1990 году в Российский институт культурологии, было проведено в 2012 г. под названием «Музей и посетитель-2012». Апробированные на базе двух регионов комплексные методы должны были использоваться в масштабах России, но проект не был реализован в связи с закрытием института.