Любое яркое явление культуры начинается с творческой
личности. Для Дарвиновского музея такой личностью стал его основатель и первый
директор, доктор биологических наук, Александр Федорович Котс (1880–1964). Вся
жизнь Александра Котса была посвящена Дарвиновскому музею. Но эта выставка – не
о музее эволюции и его истории. Она посвящается одной неординарной семье, семье
Котс – учёных и энтузиастов своего дела, любящих супругов и нежных родителей,
на чью долю выпали многие потрясения первой половины XX века. Часть
изображений – недавно оцифрованные старинные негативы, они публикуются впервые.
В первой половине прошлого века не каждая семья имела возможность фотодокументировать семейную жизнь. Но у супругов Котс такая возможность была. Сам Александр Фёдорович был увлеченным фотографом и регулярно снимал семейные и музейные будни на немецкую зеркальную камеру «Mentor». Кроме того, с музеем в разные годы сотрудничали профессиональные фотографы Лев Максимович Сытин, Михаил Алексеевич Сироткин и Анатолий Петрович Жандармов. Благодаря их работе музей располагает прекрасным архивом фотографий и негативов, которые позволяют увидеть жизнь необычной семьи Котс.
Любой семейный альбом отражает, в первую очередь, связь
поколений. На выставке можно увидеть детскую фотографию основателя
Дарвиновского музея, портреты его родителей, супруги, новорожденного сына
Рудольфа и даже необычного домашнего питомца – детеныша шимпанзе по кличке Иони.
Впервые экспонируются жанровые фотографии с интересными деталями. Такие снимки
позволяют рассмотреть улицы Москвы 20-ых годов прошлого века и окунуться в
будни московской интеллигенции того времени: как москвичи одевали детей, ходили
на прогулку и ездили за покупками, как встречали Новый год и где отдыхали
летом.
Самая важная группа экспонатов – это фотографии, зачастую
постановочные, отражающие семейные ценности. Именно они передают своеобразие
семьи, её традиции, показывают, чем семья Котс отличалась от остальных. Пример
такого снимка – портрет молодожёнов Котс, сделанный в 1911 году в фотоателье.
На переднем плане красуется новый экспонат музея – чучело редкого чёрного волка.
Его молодожёны приобрели на деньги, подаренные родителями на меблировку квартиры.
Чета Котс никогда не жалела средств на пополнение музейных коллекций, пренебрегая
порой личным и бытовым комфортом.
Эпилог выставки – портрет супругов Котс, сделанный после сорока
семи лет семейной жизни. Супруги до конца своих дней признавались друг другу в
любви и оба увлекались поэзией. На обороте этого снимка вы найдете такую
подпись:
«Рука с рукой, душа с душой
Навек — обручены»
Моей единственной, бесконечно, во всех мирах,
Любимой Надежде
17/IX 59»