1 апреля 2018 — 31 мая 2020
Расположение:
Виртуальная выставка
Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими художниками и поэтами. И неслучайно - от того, насколько почитаема в государстве женщина, воспитывающая детей, можно определить степень культуры и благополучия общества. Счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери.
Выставка приподнимает завесу тайны, окружающей отношения мам и детей в природе. Откуда берется и на чем основано святое для нас чувство - материнская любовь? Кого можно назвать матерью-героиней по праву, а кого нет? Какие матери действуют по воле инстинкта, а какие движимы чувством любви?
Людям свойственно желание очеловечивать поведение животных, приписывать им собственные чувства и мысли. Когда-то Чарльз Дарвин сказал: "Ничто человеческое не чуждо животным", и если мы внимательно приглядимся к поведению наших соседей по планете, мы непременно заметим в них так знакомую нам безграничную, беззаветную, самоотверженную любовь к своим детям. Так может, это мы похожи на них, а не они на нас?
В повествовании о чувственной сфере не случаен наш выбор изобразительного ряда. Кто, если не художники, скульпторы, могут во всей полноте уловить и передать нам хрупкие грани отношений между живыми существами? Здесь представлены работы как современных художников-анималистов - Белашова А.М., Цветкова А.С., Островской М.Г. и многих других, так и классиков анималистического жанра, работавших в стенах Дарвиновского музея - Ватагина В.А., Комарова А.Н., Флерова К.К.
Выставка демонстрирует спектр взаимоотношений родителей и их потомства. Вы узнаете о том, что осьминоги и нильские крокодилы - самоотверженные мамы, какие уникальные хитрости применяет мать-кукушка, чтоб избавиться от бремени материнства, увидите колыбели, в которых появляются на свет муравьи и осы, птенцы иволги и ткачика, черепашата и медвежата.
И, совершенно естественно, наше передвижение по пути усложнения родительского инстинкта приведет нас к человеку, который не стал исключением, ведь мы лишь один из многих видов на планете, обладающий сходными инстинктами с "братьями нашими меньшими" и неразрывно связанный с окружающим миром.
Забота о потомстве у моллюсков
Спрут под защитой камней. Картина. Холст, масло. О.Ф. Хлудова (1913-1975). 1961 г.
Многие самки осьминогов фанатично преданы своим материнским обязанностям. Отложив яйца в естественное углубление на дне или даже в «корзинку» из собственных щупалец, осьминожиха не позволяет никому приближаться к кладке и голодает все время насиживания - от двух до четырех месяцев. Она постоянно промывает, перекладывает и очищает яйца от любого загрязнения, порой используя свои присоски в качестве маленьких пылесосов. Длительный отказ от еды часто наносит непоправимый вред здоровью матерей-осьминогов и многие из них погибают, дав жизнь новому поколению.
Данное произведение было написано О.Ф. Хлудовой, по-видимому, в дополнение исполненной ранее Н.Н. Кондаковым серии картин на тему «Биопсихология низших животных». Эта картина является характерным образцом творчества художницы, лучшие работы которой связаны с изображением морской фауны. Ольга Флорентьевна Хлудова (1913-1975) биолог и художница, первая жена ихтиолога Н.Н. Кондакова, энтузиастка подводного плавания на заре его появления в СССР. Этот вид спорта стал для художницы прекрасным способом изучения подводного мира и его обитателей.
Родительские инстинкты рыб
Колюшки у гнезда. Картина. Картон, масло. Кондаков Н.Н. (1908-1999) 1948 г.
Весной самец трехиглой колюшки на дне тихой заводи строит гнездо для откладки икры. Затем он подыскивает самок и приглашает их к себе для откладки икры. После этого самец бдительно охраняет гнездо, ремонтирует его, очищает и аэрирует икру. Когда появляются мальки, отец разбирает крышу гнезда, превращая его в подобие колыбели. Иногда он продолжает заботиться и о мальках после выведения, но в конце концов перестает ими интересоваться и может по рассеянности съесть часть своего потомства.
Морской бычок с икрой (охраняющий свою икру). Картина. Картон, масло. Кондаков Н.Н. (1908-1999) 1948 г.
Большинство рыб просто мечут икру в толще воды, покидая ее сразу после нереста. Английский ихтиолог Френсис Оммани говорил о таком способе размножения: «Миллионы незащищенных икринок, брошенных на произвол судьбы среди всех опасностей океана, - это сверхрасточительный способ продолжения рода». Но встречаются в природе и такие рыбы, что «избрали» новый эволюционный путь: сократив число икринок, они окружили их заботой. У видов с внутренним оплодотворением о потомстве заботится обычно самка, при наружном оплодотворении – самец. В заботу не входит обеспечение пищей, поэтому один родитель вполне успешно справляется с защитой икры и молоди от хищников и удалением паразитов.
Маслюк с раковиной и икрой (охраняет свою икру). Картина. Картон, масло. Кондаков Н.Н. (1908-1999) 1948 г.
Пинагор охраняет икру. Картина. Картон, масло. Кондаков Н.Н. (1908-1999) 1948 г.
Макроподы с гнездом. Картина. Картон, масло. Кондаков Н.Н. (1908-1999) 1948 г.
Некоторые рыбы стали вынашивать икру в полости рта. При этом родитель мужественно голодает, сначала нося икру во рту, а потом укрывая там мальков. Иногда во время вынашивания рыба как будто начинает что-то жевать, но при этом лишь перемешивает икринки для лучшего притока кислорода.
Eumicrotremus, охраняющий своих мальков в раковине трубача. Картина. Картон, масло. Кондаков Н.Н. (1908-1999) 1948 г.
Тропическая черная рыба (аpogonug), вынашивающая икру в специальном углублении на голове. Картина. Картон, масло. Кондаков Н.Н. (1908-1999) 1948 г.
Страшнее зверя нет. Графика. Бумага, гуашь. Ельская Е.А. (Род. 1946) 1990 г.
Самки американских аллигаторов и нильских крокодилов примерные мамы по сравнению с другими представителями своего класса. Они охраняют специально устроенное гнездо с кладкой яиц. В таких гнездах, сделанных из гниющей растительности, поддерживается определенная температура, необходимая для созревания зародышей. Самка остается вблизи кладки, никого к ней не подпуская. Перед вылуплением детеныши начинают издавать громкие квакающие звуки. По этому сигналу самка раскапывает гнездо и помогает малышам выбраться, после чего аккуратно переносит свой выводок в «детскую» - мелкий водоем, защищенный растительностью.
Шилоклювка у гнезда. Скульптура. Металл, литье, камень (подставка). Марц А.В. (1924-2002) 1979 г.
Практически для всех птиц свойственна длительная забота о потомстве. Она складывается из выбора места для гнезда и его строительства, насиживании яиц и выкармливания птенцов, их обучения и защиты от хищников. При этом инстинктивные элементы поведения, лежащие в основе всех процессов, дополняются приобретенным опытом, от которого во многом и зависит успех размножения.
Гнездовье орла. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977) 1952 г.
Картина «Гнездовье орла» была выполнена художником А.Н. Комаровым для раздела музея «Доказательства эволюции» на тему «Проблема вида на изменчивости ловчих птиц». Данное произведение, по словам А.Ф. Котса, иллюстрировало возрастные изменения у птиц: «Долгое время белохвостых с темным оперением называли «Беркутом», а темнохвостых с золотисто-ржавым оперением «Холзаном», относя обеих птиц к двум разным видам. Между тем… наблюдения их на гнездовье, показали, что орел этот один и тот же, темный белохвостый в молодости, темнохвостый золотистый – в старости, короче, что любой «Холзан» был в молодости «Беркутом».
Гнездовье сокола-сапсана. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977) 1952 г.
Данное произведение было выполнено А.Н. Комаровым по заказу А.Ф. Котса для раздела музея «Доказательства эволюции» на тему «Проблема вида на изменчивости ловчих птиц». Задумано было три картины: «Гнездовье сокола-сапсана», «Гнездовье орла» и «Гнездовье ястреба-тетеревятника». Эти композиции должны были показать сходство молодого оперения у всех этих птиц, которое, по мнению А.Ф. Котса, говорит: «…об их происхождении от общих предков, обладавших именно таким продольно-разрисованным нарядом».
Гнездовье ястреба-тетеревятника. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977) 1952 г.
Сорные куры. (Кустарниковые большеноги). Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
В отличие от большинства других птиц, сорные куры – большеноги не высиживают свои яйца, а закапывают их в землю или в кучу гумуса, где они развиваются за счет солнечного тепла или тепла, возникающего при гниении растений. Следит за этим своеобразным инкубатором самец.
Гнездовье птицы носорога. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Голуби вяхири на гнезде. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977). 1949 г. В 1949 году художником А.Н. Комаровым была выполнена по заказу А.Ф. Котса серия из трех картин («Голуби вяхири на гнезде», «Голуби клинтухи на гнезде» и «Голуби скалистые на гнезде») для раздела музея «Теория искусственного подбора» на тему «Происхождение одомашненных животных (Кур и Голубей)». Данные произведения, по словам А.Ф. Котса, должны были показать, что «…именно от … Голубя скалистого когда-то и произошли все одомашненные голуби», поскольку голуби «Клинтух» и «Вяхирь» отличаются от них, среди прочего, манерой гнездования.
Голуби клинтухи на гнезде. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977). 1949 г.
Голуби скалистые на гнезде. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977). 1949 г.
Ибис с яйцом. Скульптура Бронза, литье. Яковлева Е.Ю. (Род. 1976) 2002 г.
Киви с яйцом. Скульптура. Шамот, роспись. Островская М.Г. (Род. 1950) 1987 г.
Летят журавли. Графика. Бумага, акварель. Целищев Г.Д. (Род. 1928) 2007 г.
Мы есть хотим! Графика. Бумага, акварель. Целищев Г.Д. (Род. 1928) 2003 г.
Школа соколов. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Колония кайр. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Чомги. Большие поганки. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Эти птицы носят своих птенцов после вылупления из яиц на своей спине до достижения ими двух - трехнедельного возраста.
Лебедь шипун. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Лебедь кликун. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Вальдшнепы с птенцами. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Красные утки. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Лебеди-кликуны. Элементы родительского поведения. Живопись. Бумага, масло. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Лебеди-кликуны. Элементы родительского поведения. Живопись. Бумага, масло. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Лебеди-кликуны. Элементы родительского поведения. Живопись. Бумага, масло. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Лебеди-кликуны. Элементы родительского поведения. Живопись. Бумага, масло. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Тетеревиный выводок с альбиносом. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977). 1935 г.
Фламинго с птенцом. Скульптура. Сплав ЦАМ, литье, родонит (подставка). Марц А.В. (1924-2002) 1979 г.
Фламинго гнездятся большими колониями, каждый год строя новое гнездо. Насиживают кладку оба родителя. Интересно, что клювы у вылупившихся пуховых птенцов прямые и изгибаются как у родителей лишь спустя две недели после вылупления. Когда родители совершают далекие вылеты за кормом, вышедшие из гнезд птенцы собираются в большие группы и находятся под присмотром оставшихся «дежурных воспитателей».
Курица с цыплятами. Графика. Бумага, пастель масляная, цветные карандаши. Хинштейн Л.В. (1922-2013) 1991 г.
Неслучайно самых заботливых и усердных мамаш называют наседками. Если вы когда-нибудь наблюдали за домашней курицей и ее цыплятами, то наверняка заметили трогательную заботу и неусыпный контроль мамаши за желтыми шариками-птенцами. В случае даже малейшей опасности курица прячет детей под крыло.
Утка с утятами. Графика. Бумага, пастель масляная, цветные карандаши. Хинштейн Л.В. (1922-2013) 1987 г.
Переполох. Скульптура. Фарфор, роспись подглазурная. Сотников А.Г. (1904-1989) 1950-е гг.
Дрофа с выводком. Картина. Холст, масло. Белашов А.М. (1933-2011). 2006 г.
Материнство. Скульптура. Фарфор, роспись подглазурная. Сотников А.Г. (1904-1989) 1972 г.
Кукушонок. Скульптура. Сплав ЦАМ, литье, мрамор (подставка). Марц А.В. (1924-2002) 1983 г.
Большого упитанного птенца кормит маленькая птичка. Крохотные родители приносят еду громадному дитяте по 200-300, а иногда и более раз в день. Оказывается, этот птенец им не родной. Его настоящая мама – кукушка - подкинула свое яйцо в гнездо к этим птицам около двух недель назад и никогда к нему не вернется. Целая серия удивительных инстинктов и приспособлений помогает кукушкам освободится от самого, пожалуй, хлопотного дела – воспитания детей
Африканские страусы. Графика. Бумага, карандаш. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Удивительно, что у некоторых видов птиц высиживанием, выращиванием и воспитанием птенцов занимается самец. Так, бремя родительских забот у страусов, нанду, эму и некоторых других птиц практически полностью легло на самца. Самки африканского страуса подкладывают яйца прямо под нос самца, сидящего на гнезде, а он бережно закатывает его под себя. В одном таком гнезде ученые порой насчитывают до 60 яиц. Конечно, такое большое количество яиц даже очень крупный папа-страус обогреть не в состоянии и часть птенцов гибнет еще до вылупления
Колония пингвинов. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1921 г.
Императорские пингвины умудряются вывести своих птенцов на самом суровом материке – в Антарктиде, когда отметка термометра может неделями держаться ниже -35оС. Когда самка откладывает крупное белое яйцо, весом около полукилограмма, его тут же принимает супруг и помещает на лапы, прикрывая сокровище специальной оперенной складкой брюшка. Согревая яйцо, он будет голодать целых 2-2,5 месяца, ведь все самки колонии уходят к морю кормиться. Возвращаются дамы не налегке. В их желудках накоплено до 4 кг полупереваренной рыбы, которой они будут выкармливать вылупившихся птенцов
Диморфизм леопардов. Картина. Фанера, масло. Ватагин В.А. (1884-1969) 1934 г.
Коза с козлятами. Картина. Картон, масло. Трофимов В.В. (1912-1981). 1946 г.
В 1946 г. Дарвиновский музей организовал выставку в «Детском городке» парка культуры и отдыха Сокольники на тему «Откуда и как произошли наши домашние животные?». Для этой выставки Вадимом Трофимовым были написаны четырнадцать картин маслом на картоне, изображающих дикого предка и домашнее животное: «Дикая кошка» и «Домашняя кошка»; «Волк» и «Домашняя собака»; «Кабан» и «Домашняя свинья»; «Горный баран» и «Домашний баран»; «Безоаровый козёл» и «Коза с козлятами»; «Дикий бык тур» и «Домашний бык»; «Лошадь Пржевальского» и «Домашняя лошадь».
Медведь за рыбной ловлей. Картина. Фанера, масло. Ватагин В.А. (1884-1969) 1932 г.
У бурой медведицы слепые и крохотные малыши появляются в январе-феврале в берлоге и весят всего до 500 г, а размером с небольшую рукавичку. Мать греет сосунков лапами, дышит на них. Весной, когда приходит время выйти из берлоги, малыши уже зрячие и умеют ходить. У дальневосточных медведей наука по ловле рыбы передается от поколения к поколению. Мама усердно учит на собственном примере медвежат, где и как ловить разные виды рыб: горбушу удобнее подстерегать на перекатах, а кету надо ловить на нерестилищах в ключах.
Сибирская коза с орлом. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Школа турят. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Картина «Школа турят» была написана В.А. Ватагиным в 1920 г. по заказу А.Ф. Котса для «Зоопсихологического отдела» музея на тему «Мир инстинктов у животных», разработанную Н.Н. Ладыгиной-Котс. Сюжет данного произведения А.Ф. Котс описывает следующим образом: «…«Школа для турят» - турица-мать за приучением своих козлят к прыжкам в родных горах».
Волчье логово. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Гиппопотам с детенышем. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Детеныши бегемотов часто отдыхают на спинах своих матерей, пока не научаться хорошо плавать. Есть мнение, что именно это дало повод европейцам, впервые увидевшим бегемота, назвать его «речной лошадью» (греч. Hippopotamos).
Кенгуру. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Удивительно, но факт! У серого кенгуру длинной 3 м от кончика носа до кончика хвоста рождается детеныш всего 2,5 см длинной и весящий около 1,5-2 г. Эта кроха сразу начинает продвигаться к надежному убежищу – маминой сумке. Мама-кенгуру приготовила детенышу дорожку – вылизала на животе специальную полоску к сумке. В сумке кенгуренок находит сосок и надолго присасывается к нему. Лишь спустя несколько недель, а то и пару месяцев, подросший кенгуренок начинает выходить на свет из маминого кармана. Часто уже большой и длинноногий отпрыск все пытается спрятаться у мамы в сумке при каждой опасности, и ноги-ходули потешно торчат наружу, не помещаясь в этом уникальном органе сумчатого животного
Опоссум с детенышем. Графика. Бумага, акварель, гуашь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Кабарга с теленком. Картина. Холст, масло. Флеров К.К. (1904-1980) 1940 г.
Произведение выполнено в ГДМ согласно годовому плану по теме "Организм и среда". А Ф. Котс в объяснительной записке к смете на 1940 год ГДМ раскрывает содержание этой темы следующим образом: "Посвящена одной из центральных глав Эволюционного учения - именно - "Возрастным приспособлениям в животном мире и объяснением их "Биогенетическим Законом" (Повторение в молодом состоянии признаков предков). Намеченные примеры - изображение ряда форм, замечательных яркой, пестрой окраской и разрисовкой в молодости - касаются элементарных примеров, помещаемых в учебниках по Эволюционному учению но доселе не использованных в музейном отношении...". На эту тему в 1940 году были выполнены 2 картины, иллюстрирующие возрастные изменения у животных: "Кабан с кабанятами" и "Кабарга с теленком".
Кабан с кабанятами. Картина. Холст, масло. Флеров К.К. (1904-1980) 1940 г.
Тапир с детенышем. Картина. Холст, масло. Флеров К.К. (1904-1980) 1940 г.
Выводок лисы с альбиносом. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977). 1953 г.
Павианы. Скульптура. Керамика, авторская тонировка. Ватагин В.А. (1884-1969) 1918 г.
Зубр с детенышем. Скульптура. Металл, литье. Марц А.В. (1924-2002) 1978 г.
Семья рысей. Графика. Бумага, тушь, сухая кисть. Комаров А.Н. (1879-1977). 1969 г.
Обезьяна с детенышем. Графика. Бумага, карандаш, тушь. Ватагин В.А. (1884-1969) 1920 г.
Материнская любовь. Гравюра. Габриэль фон Макс (1804-1915).
Сеттер со щенком. Скульптура. Сплав ЦАМ, литье авторское. Островская М.Г. (Род. 1950). 1985-1986 гг.
Лемур с детенышами. Скульптура. Шамот, роспись. Островская М.Г. (Род. 1950). 1987 г.
Опоссум с детенышами. Скульптура. Шамот, роспись. Островская М.Г. (Род. 1950). 1987 г.
Коалы. Скульптура. Шамот, роспись. Островская М.Г. (Род. 1950). 1987 г.
Лемур кошачий с детенышем. Скульптура. Шамот, роспись. Островская М.Г. (Род. 1950). 1987 г.
Гиббон с детенышем. Скульптура. Шамот, роспись. Островская М.Г. (Род. 1950). 1987 г.
Шимпанзе с детенышем. Скульптура. Керамика. Ватагин В.А. (1884-1969). 1936 г.
Наблюдая за обезьянами, иногда можно увидеть просто чудеса материнства. В американском Институте по изучению человекообразных обезьян однажды засняли на пленку поразительный эпизод. Новорожденный детеныш шимпанзе не дышал. Тогда мать положила малыша на землю, раскрыла ему губы и вытянула пальцами язык. Потом прижалась ртом к его рту и стала вдыхать в него воздух. Детеныш ожил!
Калан (самка с детенышем). Скульптура. Дерево, резьба. Смирин Ю.М. (1936-2012) 1984 г.
Семья медведей. Графика. Бумага, монотипия. Гликман Г.Н. (1921-1991). 1960-е гг.
Горилла с детенышем. Графика. Бумага, линогравюра цветная. Гликман Г.Н. (1921-1991).
Гориллы с детьми очень нежны, заботливы и терпеливы. Даже украшенные «сединами» самцы самого высокого ранга разрешают детенышам прыгать и лазать по себе и вокруг. Если молодая мать не знает, что делать с первенцем, другая, опытная самка обязательно его усыновит, будет кормить и заботиться о нем, как о собственном
Семья кабанов. Графика. Бумага, линогравюра цветная. Гликман Г.Н. (1921-1991)
Семья белых медведей. Графика. Бумага, линогравюра цветная. Гликман Г.Н. (1921-1991)
Прайд львов. Графика. Бумага, линогравюра цветная. Гликман Г.Н. (1921-1991)
Бассет Мачейка со щенятами. Графика. Бумага, пастель, уголь. Хинштейн Л.В. (1922-2013). 1991 г.
Оленухи с детенышами. Подмосковье. Графика. Картон, смешанная техника. Кукунов М.М. (1918-1998). 1992 г.
Тигрица с тигрятами. Графика. Бумага, уголь. Лаптев А.М. (1905-1965). 1940 г.
Медведица с медвежатами. Картина. Холст, масло. Комаров А.Н. (1879-1977).1960-е гг.
Картина «Медведица с медвежатами» написана А.Н. Комаровым по его собственным впечатлениям о встрече с медведями: «Заря гасла. Понемногу сгущались тени…С одной стороны у нас был старый еловый лес, с другой – вырубка, густо заросшая малиной и иван-чаем, на ней темнели громадные замшелые пни. Был тот вечерний час, когда все в природе затихает: ни шелеста, ни шороха…Через дорогу от бурого пня перебежал медвежонок, за ним другой. Громадный пень поднялся на задние лапы и, высоко задрав голову, стал озираться. Мы замерли, не сводя глаз с большой бурой медведицы…»
Олени пятнистые. Графика. Бумага, гуашь, акварель. Гликман Г.Н. (1921-1991) 1970 г.
Мангобей и детеныш. Графика. Бумага, монотипия. Гликман Г.Н. (1921-1991) 1976 г.
Львица со львятами. Графика. Бумага, монотипия. Гликман Г.Н. (1921-1991) 1960-е гг.
Мама-леопард с детенышем. Графика. Бумага, монотипия. Гликман Г.Н. (1921-1991) 1960-е гг.
Семья антилоп. Графика. Бумага, монотипия. Гликман Г.Н. (1921-1991). 1960-е гг.
Семья павианов. Графика. Бумага, монотипия. Гликман Г.Н. (1921-1991). 1960-е гг.
Волки. Графика. Бумага, акварель. Горячева В.А. (1953-2012). 1995 г.
Медведица с медвежатами. Иллюстрация к книге В. Чаплиной «Как медведь в лесу живет». Бумага, акварель. Горячева В.А. (1953-2012). 1991
Бриар и щенки. Гравюра. Бумага, сухая игла. Маковеева И.П. (Род. 1954). 2002 г.
Кошка с котятами. Графика. Бумага, акварель. Горячева В.А. (1953-2012). 1980-е гг.
Морской котик. Остров Беринга. Картина. Холст, масло. Белашов А.М. (1933-2011). 1980 г.
В поле (кобыла с жеребенком). Скульптура. Фарфор, роспись подглазурная. Гатилова Е.И. (Род. 1921). 1980 г.
Прогулка (гепард с детенышем). Скульптура. Фарфор, роспись подглазурная. Гатилова Е.И. (Род. 1921). 1985 г.
Самые быстрые наземные среди наземных млекопитающих - гепарды – это опасные хищники, но нежные родители. Мама-гепард рождает от одного до пяти детенышей. Отец заботится о них, приносит корм и способен принять на себя материнские заботы, если мать погибнет. Трехнедельные котята кроме молока едят уже мясо. Первые восемь месяцев самые опасные в жизни молодых гепардов. Главные их враги – львы, леопарды, гиены и гиеновые собаки. Более половины подрастающего поколения гепардов гибнет, не прожив и года
Кормящая медведица. Скульптура. Керамика, роспись. Белашов А.М. (1933-2011) 2005 г.
Белая медведица с медвежонком. Скульптура. Керамика, роспись подглазурная. Белашов А.М. (1933-2011). 2005 г.
Обезьяна с детенышем. Картина. Оргалит, монтажная пена, темпера. Штерн А.Г. (Род. 1942). 2004 г.
Львица со львятами. Скульптура. Майолика. Атюнин Н.И. (1920-2006). 1973 г.
Вдвоем. Гравюра. Бумага, сухая игла. Маковеева И.П. (Род. 1954) 2002
Двое. Гравюра. Бумага, сухая игла. Маковеева И.П. (Род. 1954) 2001
Кошка с котятами. Графика. Бумага, акварель. Горячева В.А. (1953-2012). 2001
Питекантропы, по Э. Геккелю. Гравюра. Бумага, литография. Габриэль фон Макс (1804-1915). 1894 г.
Мать и ребенок. Рисунок. Бумага, карандаш. Ватагин В.А. (1884-1969). 1928 г.