Владимир Котыхов – искусствовед, балетный критик, автор книг
«Фуэте», «Воспоминания о танце», «Танцы+», «Отражения. Танец и художник». В
2019 году в Государственном Дарвиновском музее прошла выставка Владимира
Котыхова «Под знаком пуговицы». Новые работы Владимира Котыхова, представленные
на выставке «Немного моря в осколках стекла», приглашают в художественное
путешествие по морям и океанам. Хотя реального моря здесь и нет, а есть
отсветы, отзвуки, отблески, образы, навеянные морской темой.
Тот материал, из которого выполнены представленные работы –
самая обыкновенная обыденность. То, что попадает в море со свалок или выбрасывается
в море людьми - стеклянные бутылки,
фарфоровая и керамическая посуда. А
потом бушующие воды разбивают стекло и фарфор на мелкие осколки, и начинается долгий
период, когда под воздействием воды, они обтачиваются, шлифуются и, наконец, превращаются
в почти драгоценные сокровища. И вот туристы на каких-то далеких пляжах охотятся
за ними, поджидая удобный момент, когда стихнет буря, и море, отступая, оставит
на берегу стеклокерамику, притягательно сияющую на солнце. Должно пройти лет двадцать-тридцать,
чтобы облагородить стекляшки. Бывает, что уходит и больше времени. Какие же
ценны более всего? Черные, они пришли в день сегодняшний из XIX века, когда выпускались
бутылки из черного стекла. Редки стекла в цветах и оттенках красного, серого, бирюзового,
розового, желтого. Наиболее распространенные зеленые, синие, белые. На некоторых
можно даже увидеть изрядно потертые, промышленные знаки и надписи. Эту
стеклянно-керамическую ценность можно найти на пляжах США, Испании, Франции,
Италии… Или на пляже Бухты Стеклянной на берегу Японского моря во Владивостоке.
Здесь вся прибрежная полоса, шириной пять-десять метров, покрыта разноцветной
стеклянной «галькой». Окатанные обломки стекла и керамики на пляже получались из
мусора, который доставлялся волнами и течением в бухту с близлежащей свалки.
Такая проза жизни. Но есть те, кто стремится перевести
что-то из прозаического, нехудожественного в новое художественное пространство.
Владимир Котыхов из морского стекла и керамики выстраивает
инсталляции. Это морские узоры, где разные по размеру стеклышки и керамические
осколки соединяются в некий рисунок. «Но, конечно, - рассказывает Владимир
Котыхов – прежде, чем возникнет композиция, нужно найти тот, материал, из
которого она выстроится. У меня нет возможности самому отправляться на поиски
этих сокровищ. Но есть один ответственный и наделенный вкусом продавец во
Владивостоке. Милая девушка, у которой я покупаю морские наборы, а затем с
нетерпением жду посылку. Наконец, посылка у меня, и тут, порой сразу, а
когда-то совсем не сразу складывается некая инсталляция».
Видел ли автор работы тех, кто, как и он собирает и
оформляет морской материал? «Да, видел. Но никогда не пытался их повторить. Не
умею повторять. Иногда, пытаюсь, но потом все равно выходит свое. Хотя есть
художник, чье творчество захватывает. Это выдающийся представитель ассамбляжа -
Джозеф Корнелл. Из всякого хлама, найденного на помойках, чердаках, барахолках
он собирал свои коробки, где все это превращалось в особый волшебный мир, или
театр. Его коробки, полные чудес, вдохновляют и меня на собственный поиск».
Это поиск в цвете, когда работы серии «Лавандовое
настроение» буквально укутаны, завернуты в лавандовые оттенки, или композиции
серии «Reflections/Отраженные волны», в которых соединились цвета от
бледно-голубого до фиолетового, от сиреневого до ярко-красного. И это
стремлении соединить разрозненный, разбитый материал в симметричный,
ассиметричный образ. Ничего конкретного, только абстракция.
Помимо того, что создается руками человека, а затем
преображается водной стихией, превращаясь в нечто новое, есть и собственно
морские чудеса, нашедшие свое место в композициях Владимира Котыхова. Галька, раковины, целые, или представленные во
фрагментах. В дополнение к ним – пуговицы, изготовленные из перламутровых
раковин. И это тоже море. Но есть и что-то не морское.
Это старинные ключи. Моря, океаны – это тайна, а ключи тоже ассоциируются
с тайной, которую они либо прячут, или открывают. Так и работы Владимира
Котыхова, представленные на выставке «Немного моря в осколках стекла»,
открывают новую поэтическую реальность, увиденную автором в самом обыденном
материале.